среда, 26 марта 2014 г.

11 душегубов креативности


После Agile Days  и доклада про креативность захотелось снова вернуться к этой теме.
Но не в ключе, ребята как креативить, и что делать, а в ключе - что убивает в нас креативные мысли?  У меня нашлось их 11.

1. Давление конкуренции
Зачастую принято считать, что конкуренция мотивирует нас работать лучше.
Вранье. Работать - может быть, но тот, кто затылком чувствует дыхание конкурента, не склонен к творческой игре мысли.

2. Мышление от ожидаемого
Все мы знаем, что делая что либо, мы ожидаем  награды, и это очень полезно, придает уверенности. Но вот есть у этой стороны обратная сторона. Так называемое "шаблонное мышление", или мышление  " от ожидания" в котором вы воспринимаете только то, что ожидаете. Это делает нас слепыми.  Вы оказываетесь неспособными обнаружить что-либо, поскольку воспринимаемое вами лишь подтверждает себя самого. Мышление в таком случае заключено в клетку.

3. Вознаграждения
Парадокс, да? А все просто - тот, кто заинтересован в премии, а не решении задачи  редко бывает креативным. Для творческих людей наибольший стимул - решение самой задачи.

4 Перестраховка
Это самый надежный способ задушить творчество в зародыше.  Тот, кто боится или не может себе позволить ошибку  имеет осторожный характер мышления. Ему просто не хватает смелости озвучить их, или начинать выполнять, даже если они пришли к нему в голову.

5.Цейтнот
Немало людей утверждают, что в режиме острой нехватки времени им работается особенно хорошо. Часто это самообман, время у них изначально "вылеживается", а заем в последний миг все делается.  У кого действительно мало  времени- работает в режиме стресса и хватается за первую мысль.А если еще и опаздывает, то начинает паниковать и не приходит ни к какому решению. Творчество тут мертво.

6. Непоследовательность
 Мы считаем креативным того, кто вносит постоянно новые креативные идеи, забывая, что идеи должны работать и дополнять "рутину". Творческие идеи требуют длительной проработки, которая не выполняется если вы скачете с идеи на идею.

7. Неуверенность
Это самая печальная часть, так как зачастую творческий потенциал неуверенных в себе людей довольно высок, но они заранее убеждены, что не справятся с задачей, которая отличается от привычной им, и этот потенциал творчества остается, увы, неиспользованным.

8.Неблагоприятная структура  (предприятия)

Если в вашем офисе отсутствуют условия для воплощения творческих идей, то забудьте о креативе.В небытие канут самые лучшие идеи.  А если еще и внутренняя коммуникация оставляет желать лучшего - то в в небытие канут и самые лучшие, креативные сотрудники.

9. Равнодушие
Если вашего подопечного не заинтересовала поставленная задача, не ждите от него креативных идей. Творчество рождается вместе с интересом и любопытством, порой еще и с вызовом самому себе. Если задача "не цепляет", то ее решение будет "для галочки"

10. Самодовольство
Все проще некуда. Здоровая порция уверенности - это супер. Но когда она перехлестывает через край, то креативные идеи улетучиваются. А зачем? Зачем менять что-либо если у меня все в полном порядке?

11. Помещение (общие условия)
У многих участников  отбивает любое желание фантазировать в определенной атмосфере. Например, если это их рабочее место для повседневной работы.  Непригодны и комнаты переговоров. А если вы еще это устроите под вечер или в обед или перед рабочим днем - то забудьте о том, что вы сегодня что-то сможете придумать.

Выводы что делать со всем этим я писать не буду. 

Хочется услышать ваши решения!


Пишите комментарии. Будем общаться)

4 комментария :

Wolonter комментирует...

1, 10 - не соглашусь в корне. 5 - сомнительно.

1. Конкуренция - это в принципе одна из важнейших прямых причин творчества. Создание нового - годный способ вырваться вперед. Ну и для половины человечества конкуренция - один из лучших мотиваторов.

10. Стопроцентно необходимая штука. В мире дохрена специалистов, которые подробно объяснят тебе, почему у тебя ничего не получится. Без нездоровой доли самоуверенности, самодовольства и самомнения послушать умных людей и слиться - элементарно.

Остальные пункты мне нравятся, но вы не хотите разделить их на внутренние и внешние? На мой взгляд, это важно.

Рина комментирует...

Конкуренция мотивирует работать против конкурентов, но мешает сосредоточиться именно на творчестве. Энергия человека, которому в затылок дышат конкуренты направлена на решение уйти от конкурента, на самому проблему. Кроме того. конкуренция затрудняет сотрудничество и коммуникацию , которые являются существенными факторами для творческого мышления.

10 Если в том же помещении где происходит каждодневная "рутинная" работа собрать коллектив и сказать всем, что вот сейчас они тут прям начать мыслить творчески - ничего из этого не выйдет. Вывести всех в кафе/парк/пикник - будет гораздо эффективней. Это не я придумала, это психологами доказано. Творческие идеи (гениальные идеи) не родятся в офисе. (могут, конечно, но шанс стремится к нулю) Ну а про утро-обед-вечер это просто активная деятельность человека снижена. Утром вы будете проклинать креатив на корню, ибо вам пришлось встать на 2 часа раньше обычного, вы сонны, вы не хотите ничего решать и придумывать кроме того, как бы незаметно поспать в уголке и чтоб все решили, что вы генерите идеи. В обед также, вместо перерыва от работы и наслаждения пищей, от вас чего-то ждут экстраординарного, а вы просто хотите пожрать и все. А вечером вы хотите домой, вы устали, вы переделали кучу задач, какое нафиг креативное мышление еще.)

Про разделить на внутренние и внешние - идея хороша, да. Можно было б.

igor.lyubin комментирует...

Рина, прикольный голубь справа внизу!!! что за плагин?

Рина комментирует...

Гаджет в блоггере
Вот тут вот можно взять инструкцию http://forbloggerhelp.blogspot.ru/2011/12/poselite-ptichku-twitter-v-ugolok-bloga.html