среда, 15 января 2014 г.

Креативность и рутина в тестировании. Немного психологии.


Уже года полтора как прочитала весьма интересную книгу про техники креативности. После первого прочтения, как-то отложилось мало чего, искала конкретную технику, которую нужно было применить в работе. Нашла, применила, все хорошо.

И вот пару-тройку месяцев как добрались руки перечитать ее снова. Речь идет о книге Матиаса Нёльке "Техники креативности".
Честно говоря, ничего особенного от нее не ждала. Ибо как никак за плечами имеются длинные курсы психологии   и уж, казалось бы, о творчестве и креативности - знаю немало.

Однако, автор внес лепту в мои знания, и обновил  подзабытые навыки.
Кое-чем хочется поделиться.

* Зачем это в тестировании?

Как ни странно, но многие спрашивают, а нафига в тестировании психология? Именно в ключе креативности. Многие считают тестировщика программистом,  а программиста - машиной, которая сидит и превращает написанный _уже креативный_ текст в код. Зерно истины в этом есть, но лишь зерно.  Тестировщик - творческая личность. И точка.
Ординарным, машинным  людям в тестировании делать нечего (или живется сложно)
Но и у тестировщиков есть "рутина". От нее надо так или иначе избавляться. Причем, избавление - не просто "выкинуть", а именно "решить и забыть" хотя бы на время.

Для большинства задач, которые мы решаем не требуется креативность. Мы применяем знания и навыки и с их помощью добиваемся желаемого результата. С точки зрения психологии - сие есть рутина.
Не надо считать рутину  - чем-то плохим, низким, и "это не может быть про меня".

Рутинный способ работы - надежен и, что самое главное, эффективен.

Но, как ни крути, одной рутины - маловато будет.

* Спросим себя

Давайте посмотрим, как лично вы поступаете, когда вам нужно продвинуться в решении какой-то проблемы?


1. идете к начальнику /друзьям/коллегам за советом, что же делать
2. пытаетесь включить фантазию, совершаете что-то, и ждете - что получится
3. очень напряженно думаете, решаете проблему, сидите смотря в одну точку (сосредотачиваясь) и - ничего не делаете-
4. ставите напротив данной проблемы пометку -сделаем потом когда-то- и занимаетесь другими делами
5. бегите - иными словами идете в отпуск/на больничный или даже увольняетесь с работы
6. отдаете проблему своим подчиненным /коллегам и пусть решают, а вы выбираете из всех их вариантов, тот, что больше нравится?

Будьте честны. Сейчас большинство ответило, что идет за советом, но потом сам принимает решение, или что он советуется с коллегами и прочее.
Как бы то ни было - решение, которое описано в любом из этих случаев /способов - рутинное.


* Что такое креативная идея?

Основными признаками креативности можно назвать следующее:

1 и самое основное - эта идея найдена в стороне от привычных вам мыслей и идей.
не менее важно 2. она должна в итоге стать единым целым с рутиной. и самое главное 3. Она должна "работать"!

Идея, которая нова, оригинальна и пр. - но изолирована - не креативна.

Креативность - работа. Это как бонус к уже имеющимся навыкам. 
Крутой бонус, между прочим.

* Пример

Проблема:

Пользователи недовольны обьемом бутылки вина в 0,75 л, т.к. она "говорит" им, сколько они должны выпить. Если выпивать меньше 3/4 литра, то остаток надо вылить, или оставить  "на потом". А если хочется выпить больше - то нужно открывать еще  1 бутылку.

Как решаем?

Стандартное решение:
продавать вино в бутылках разного размера. (такое решение еще называется конвенциональным)

Оригинальное решение:
Сделать вино в виде порошка. Тогда каждый сможет развести себе сколько ему нужно выпить и в какой концентрации. (такая идея называется еще изолированной)

И, наконец, креативное:
Упаковать вино в мягкие мешки из искусственного материала. И использовать клапан, дабы устранить попадание воздуха внутрь, а вино можно было дозировать вплоть до капли. А жесткая внутренняя упаковка придаст им устойчивости.


Кстати - любая креативная идея сегодня - завтра  станет рутиной. Это неизбежность.



* Два типа креативности

Креативность может быть большой и малой.

Большая креативность ведет к изменению основ, новым открытиям, переоценкам и пр.

Малая креативность - не вносит глобальных изменений в весь продукт, но усовершенствует его или его какие-то компоненты, оптимизирует, меняет алгоритмы действий.
Менять все и вся мы, естественно, не будем. Поэтому рассмотрим немного малой креативности

* Малый креатив

Как это не обидно, но малые идеи зачастую остаются без внимания, хотя и могут облегчить жизнь/работу в какой-то степени. Немногие руководители умеют подхватывать и развивать эти идеи. Но ведь даже мелкие идеи могут в итоге сложиться в солидную.

* От чего же зависит креативность?

Креативность зависит от нашего мышления (КЭП) Все виды мышления я рассказывать не буду (да и в книге их нет), а вот  дивергентное и латеральное мышления в книге назвали как "дикое" и "новые возможности".

Мышления можно развивать или  "открывать" в себе.

* Дивергентное  ( дикое)

Такое мышление означает подходить к проблемам открыто, играючи, и бессистемно.Это  рвет  шаблоны. Ведь все мы привыкли подходить к проблемам планомерно, решительно, логически. (конвергентное мышление)

Важной веткой развития дикого мышления  является отключение блокад, устоев, и др. критических возражений. Чем абсурдней будет ваше мышление - тем более новые пути вы будете прокладывать к поиску решений.

Однако, это мнение на сегодня разделяют не многие. Но это не говорит, что его не нужно использовать.

Гораздо эффективней считается

* Латеральное  мышление (новые возможности)

На самом деле латеральное мышление от дивергентного отличается лишь нюансами. Латеральное от вертикального мышления традиционно противоположны. В сравнении - вертикальное мышление (которое ищет знакомые алгоритмы) углубляет имеющуюся яму, а латеральное - роет новую.

И латеральное и дивергентное в креативном процессе играют огромную роль.

Но как всегда и везде, лучшее креативное мышление - это выкопать  много довольно глубоких ям.

* Проверим себя на креативность?

Наверное, вы проходили подобные тесты на уроках в школе или институте.
Но все меняется, и лучше проверить себя еще раз.

Давайте посмотрим. Вооружитесь листиком и ручкой. (или откройте блокнотик)

  • Представьте себе , что на самом деле всех полицейских зовут Гюнтерами. Какие последствия это может иметь? ( У вас 3 минуты для того, чтобы записать критичные проблемы /мысли по этому поводу)
  •  Назовите за 3 минуты как можно больше съедобных белых предметов.
  •  Для чего можно применить кирпич? ( В течении 3 минут запишите свои мысли)
  •  Теннисный шарик попал внутрь стальной трубы длиной 15 см, которая вертикально вмонтирована в бетонный пол. В качестве вспомогательных  средств вы располагаете: веревкой длиной 30 см. миской овсяных хлопьев, кувшином молока, проволочной вешалкой для одежды, отверткой, кусачками и лампочкой. Сколько вы найдете возможностей для того, чтобы вытащить шарик наружу, не повредив ни его, ни трубу, ни бетонный пол?

Если вы написали много разных вариантов на ответы, то вы способны отойти от мыслительных схем. Например, теннисный мячик можно извлечь налив молока в трубу, или подцепив его согнутой вешалкой в виде пинцета , то условно - вас можно считать креативным.
Данные тесты сейчас мало кто воспринимает всерьез, ибо креативная личность имеет очень много специфических показателей и феноменов, чтоб их можно было определить подобными тестированиями.

Ведь можно, к примеру, на задании с кирпичом сказать, что тестируемый взял кирпич и забил своего экзаменатора насмерть. Будет ли это показателем креативности? Творческий ли он человек?

Немного исследований на креативность в России.

Один из методов развития креативности  SCAMPER

Для тех, кому нравится креатив  (Спасибо, Илья Комендантов)

Да прибудет с вами муза! =)

Если статья показалась вам интересной - напишите, я продолжу тематику креативности.
Ну и отвечу на вопросы. )